Роман Решетников: «Хогвартс существует!»

27 июня 2016 в 12:31 Автор:
Рубрика: Культура Комментариев еще нет

И тут мне сказали, что на этом можно ещё и зарабатывать. В середине нашего разговора начала происходить магия: появлялись и растворялись в воздухе волшебные монеты. Когда берешь интервью у фокусника, нужно быть готовой к таким сюрпризам. Но к волшебству нельзя привыкнуть. О существующем Хогвартсе, чемпионате мира по фокусам и о магии в повседневной жизни беседуем с фокусником Романом Решетниковым.

Wonvbkwshas

Роман Решетников, фото: Мария Корчагина

— Как и почему ты стал фокусником?

— Мой друг съездил в Таиланд, увидел там фокусника, который его очень удивил и понравился. Он приехал в Москву и сказал, что фокусы — классная тема, предложил им научиться.  Но я не воспринял его всерьез. А потом увидел вакансию промоутера — фокусника, и неплохие деньги предлагали. И вот мы с другом в интернете посмотрели, приготовили фокусы, поехали на кастинг, и меня взяли. Однако работать я там не стал. Но мы с другом выучили какие-то фокусы, показывали людям, люди удивлялись. Потом нашли специалиста и заплатили ему, чтоб он нас научил, нашли магазин, где можно купить реквизит. И стали показывать фокусы везде: на улице, в метро, в ресторанах, антикафе – они тогда были популярны. И тут мы поняли, что на этом деньги можно зарабатывать. И я такой «Вау!».  Я заметил, что на рынке нет фокусников, которые делали бы детские программы, конкурентоспособные с химическим, мыльным шоу, и достаточно качественные, с интересными фокусами. Тогда я предложил профессиональному аниматору сделать совместную детскую программу: я продумал программу с фокусами, а он — интересную подачу для детей. У нас получилась одна программа на двоих. Мы сняли еще видео этого выступления и выложили в сеть. Дальше  –  звонки по агентствам, и мы начали работать. Детские программы — это был мой путь в мир волшебства.

— Помнишь свой первый фокус?

— Не помню конкретно, что это был за фокус, какой-то простой трюк, подобные фокусы я на мастер классах даю. Но самый первый фокус записан на домашней пленке, на видео, где мне лет шесть: у нас собака линяла, и у меня был фокус. Достаю из нее шерсть и обратно вставляю, и она обратно вставляется, а я хвалился: «смотрите, фокус!»

— Твоя программа состоит только из твоих фокусов или из классических, которые есть в программах других шоуменов? 

— У меня есть пара своих трюков, именно моих, которых ни у кого нет. Но нужно понимать, зачем и кому ты показываешь фокусы, важен бюджет, за который ты продаешь фокусы. Если ты показываешь среднебюджетные фокусы, тебе не нужно что-то сверхъестественное. У тебя и так будет больше заказов, чем у дорогих фокусников, поэтому достаточно классических и отработанных фокусов. Но важно развиваться и что-то свое придумывать. Есть «баяновые» фокусы, которые все показывают, они популярны. И это нормально, это интересно, и начинающему фокуснику не показывать эти фокусы – просто глупо, потому что зрители их хотят смотреть.  Но важно добавить, что каждый фокусник показывает по-своему классический фокус, у него должна быть оригинальная подача. Сам фокус – половина успеха. Важно правильно подать.

— А как часто ты учишься чему-то новому?

— Ну, вообще, это нужно делать каждый день...

— Знаю, что существуют форумы иллюзионистов. Как они проходят? Делитесь секретами?

— Да, приезжают чемпионы мира по фокусам, признанные звезды иллюзии, дают мастер-классы, читают лекции. Мы делимся, показываем друг другу фокусы, у нас конкурсы проводятся. Это достаточно интересная, отдельная жизнь. Там ты как раз должен придумать что-то уникальное. Если ты работаешь на телевизоре, ты можешь показывать чьи-то фокусы, если ты работаешь для фокусников, — ты должен придумать что-то свое.

— А есть ли какие-нибудь очень сложные фокусы, которым бы ты и хотел научиться, но пока не понимаешь, как их делать?

— Есть фокусы, построенные на действительно очень сложной манипуляции. Как правило, это фокусы для сцены. По большей части, я понимаю сложные фокусы, но это иногда очень сложно. Это искусство, и ты просто расслабляешься и получаешь удовольствие, смотришь и думаешь «о, это магия!».

— С кем тебе проще и интереснее работать, с детьми или взрослыми?

— Мне проще и интереснее работать с воспитанными зрителями. Вообще, зал можно представить, как девушку. Девушка же чувствует, если парень рисуется, если он неуверенно себя чувствует, если что-то скрывает. Когда это происходит, и ты это чувствуешь, тебе сразу становится неинтересно. То же самое со зрительным залом. Зрительный зал – та же женщина, он сразу чувствует. Ты как под увеличительным стеклом, — все твои ошибки сразу видны. И если ты рисуешься, фальшивишь, залу не будет интересно. И если «взрослый» зал еще досмотрит, то дети не станут смотреть такого артиста.

— Ты не хотел бы работать на арене цирка?

— Хотел бы.

— А почему не работаешь? Цирку не нужны иллюзионисты, и поэтому ты вынужден заниматься фрилансом?

— Проблема не у иллюзионистов, проблема у цирка. Там практически нет иллюзионистов, потому что иллюзионисты сейчас хорошо зарабатывают сами. Нам реально много платят. На корпоративах, на свадьбах, других мероприятиях. А в цирке за больший объем работы и более сложный номер (требования на корпоративе гораздо ниже, чем на сцене) платят гораздо меньше. Плюс эфирное время тоже будет коротким относительно бюджета, который они получат. Те люди, которые могли бы работать на сцене, они этого делать не будут, потому что и так хорошо зарабатывают. Слишком хорошо.

— Пользовался хоть раз своими навыками в жизни, но вне сцены?

— Когда мне такой вопрос задают, я говорю, что я бесплатно не обманываю. В этом заключается разница между иллюзионистом и мошенником. А девушку соблазнить – так это конечно. Можно сразу сказать, что ты иллюзионист, и все. Иллюзионистов не так много в Москве, в России, поэтому когда люди узнают, что ты фокусник, они начинают тобой интересоваться. Есть какие-то простенькие фокусы, которые позволяют взять номер телефона у девушки.

— Как ты думаешь, как изменилась профессия за последние десятки лет?

— Мой наставник тебе бы сейчас высказал возмущение. Он фокусник старой закалки. Он молодой, ему 30 лет, но у него манера, подача, философия больше советская. Когда я общаюсь с ним и нашими метрами иллюзии, они рассказывают, что было очень мало информации в Советском Союзе. Когда кто-то выезжал заграницу и привозил видеокассеты, они затирали эти пленки до дыр, смотрели и пытались повторить, разгадать их секреты. И очень часто они придумывали метод исполнения этого фокуса, которого в принципе не существовало, то есть они заново изобретали фокус. И когда они показывали это заграницей, все удивлялись. И в России каждый фокусник очень дорожил своими секретами и никому ничего не рассказывал. Владимир Руднев организовал Российскую Ассоциацию Иллюзионистов, где фокусники могли обмениваться опытом. Сильно изменилась профессия. Сейчас больше делается акцент как раз на коммерческие фокусы, именно на интерактивные программы. То есть, если раньше это была больше манипуляция и фокусы практически без слов, то сейчас это больше разговор, общение со зрителем, и уже в этом направлении все развивается.

— Это проблема, что в интернете много инструкций к фокусам, много разгадок? Как думаешь, люди теряют интерес к фокусам из-за такой доступности «магии»?

— Да нет. Это все равно как если бы сказать, что чем больше людей занимаются танцами, тем меньше это интересно смотреть. Если человек смотрит секреты фокусов, что-то разучивает — это же хорошо. Тем больше вероятность, что он пригласит на мероприятие иллюзиониста. Все равно есть предел – любительский уровень. Ты не станешь выучивать космически сложную манипуляцию, если ты просто любитель, но тебе будет интересно посмотреть на это. Поэтому волшебство не пропадает.

— Раз интерес к профессии не пропадает, то лет через 10 ты тоже видишь себя фокусником?

— Лет 5 я точно буду этим заниматься.

По-твоему, в России эта сфера хорошо развита?

— Нет.  По сравнению с другими странами, в России — относительно малое количество фокусников, низкий уровень. Но он растет. Я постоянно езжу на формы, на конгрессы. То, что было 3 года назад и то, что я видел в этом году, — просто небо и земля. Я имею в виду конкурсную программу. Люди стали показывать нормальные фокусы! Стали готовиться к сцене, стала появляться композиция в номере.

 - А ты ездишь на Чемпионат мира по фокусам FISM?

— Нет. Вот в 2015 году он проходил в Италии, туда билет стоил 1000 с лишним евро, ну плюс проживание, перелет. Я решил, что лучше машину куплю.

— По-твоему, в какой стране это искусство развито лучше всего?

— Сейчас очень часто чемпионами становятся азиаты. Они показывают космические вещи, которым я даже не стану учиться, очень сложные. Вот Лукас Ли, он кореец, у него даже есть своя Школа магии.

— То есть, Хогвартс существует?

— Да, есть такие школы! Покупал книгу Лукаса Ли на английском, он там представляется профессором магии. Так что азиаты часто побеждают. Но они проигрывают тем, что не могут сделать подачу эмоционально интереснее. Он чемпион мира, но даже у него не так интересно, как если бы это показывал европейский фокусник.  В 2015 году в сценической магии победил испанец Гектор Манча. У него был мощный театральный номер с деньгами. А если посмотреть азиатов – они будут показывать технику. Ведь если ты позиционируешь свое искусство как магию, то нужно передавать соответствующую атмосферу. Европейцы делают продуманную театральную подачу, но технически азиаты лучше.

— А российские фокусники на кого похожи?

— Мы, конечно, ближе к европейской школе. Но у нас что-то есть свое из-за того, что мы долгое время были закрытой страной, у нас формировалось свое представление о профессии, свое понимание, своя подача. Все равно мы не будем как европейцы, потому что у нас другой менталитет. Иностранец, если смотрит фокус, он хочет, чтобы у тебя получилось, он хочет посмотреть шоу. Наши, блин, хотят, чтобы у тебя не получилось. Хотят, чтобы ты реально облажался. Иностранцу зал сочувствует, когда у него что-то не получается. У нас все смеются! Русский зритель агрессивнее.

— Есть у тебя какие-нибудь амбиции по поводу твоего будущего в этой профессии?

— На FISM хочу поехать. Вообще-то, я собираюсь его выиграть! Буду первым чемпионом мира из России.

 

Метки: , , ,
0 comments