Музыкальный гений родом с Хитровки

14 января 2016 в 17:37 Автор:
Рубрика: Культура Комментариев еще нет

Строение 3 дома 3/1 на Хитровской площади кажется абсолютно неприметным. Мало кто знает, что именно здесь родился один из самых самобытных русских композиторов – Александр Николаевич Скрябин. Его потомок, Алина Иванова-Скрябина, согласилась дать интервью и ответить на вопросы о композиторе, его непродолжительной жизни на Хитровке и о том, что для неё значит родство с великим музыкантом.

заглавка

Алина Иванова-Скрябина. Фото: Дарья Красовская

Алина, первый, самый главный вопрос, чтобы расставить все точки над «i». Кем тебе приходится Александр Скрябин?

У меня интересная родственная связь со Скрябиным. Я являюсь праправнучатой племянницей великого русского композитора. То есть, мы ведем свой род от двоюродного брата Скрябина – Аполлона Александровича. Он, кстати, написал интересные воспоминания об Александре Николаевиче.

Ты, наверняка, читала эти воспоминания?

Да, они были опубликованы в сборнике к 25-летию со дня смерти Скрябина. Там Аполлон Александрович рассказывает, что у Скрябина были записные книжки, куда он записывал мысли и отрывки из будущих произведений. Во время одной из прогулок Александр Николаевич пообещал, что включит важную мысль из разговора с кузеном в свое произведение. Однако, Аполлон Александрович так и не успел узнать до смерти композитора, в каком именно сочинении зашифрован их разговор.
Помимо различных сборников наибольший интерес представляют, на мой взгляд, книги, которые выводят Скрябина как представителя художественной элиты Серебряного века, его связи с писателями, композиторами, художниками. Меня во многом всегда увлекала эта тема, эта связь со временем. Хотя многие утверждают, что Александр Николаевич родился на 100 лет раньше своего времени. Так как его изобретения в области синтеза искусств, светомузыки, создании грандиозной «Мистерии» намного опередили свое время. Я бы также рекомендовала обратить внимание на книгу Сабанеева «Воспоминания о Скрябине», которая является спорной и местами фактически неверной, но с художественной точки зрения, очень интересной.

Знакома ли ты с кем-нибудь из ближайших потомков композитора?

В России наша линия самая близкая к Скрябину. Мой дедушка, Александр Серафимович Скрябин, занимается изучением наследия композитора, создал Фонд Скрябина по пропаганде его творчества. Благодаря ему был учрежден Международный конкурс пианистов имени А. Н. Скрябина. Сейчас он – ведущий научный сотрудник Всероссийского объединения музыкальной культуры имени М. И. Глинки, пишет книги о ключевых музыкантах XX века.
Потомки Скрябина находятся в разных странах мира. Прямой потомок Александра Николаевича – его внучка, Роксана Софроницкая, дочь Елены Александровны Скрябиной и известного пианиста, одного из лучших исполнителей произведений Скрябина, Владимира Софроницкого. Роксана сейчас живет в США, раньше часто приезжала в Москву на мероприятия, посвященные Скрябину.
Также, потомки Скрябина обосновались и во Франции. Один из родственников-потомков был атташе по культуре посольства Франции в Москве в 1990-е годы.

Известно, что Скрябин родился во флигеле усадьбы Лопухиных-Волконских-Кирьяковых, которая находится на Хитровской площади.

Скрябин родился 7 января 1872 года в доме деда, Александра Ивановича Скрябина, который жил тогда в доме Кирьякова, близ Петровских казарм. 31 декабря Скрябин был крещен в церкви Трех святителей, что на Кулишках, о чем сделана запись в метрической книге.
Усадьба имеет долгую историю: она принадлежала представителям дворянского рода Лопухиных, царским родственникам по первой жене Петра I. Затем во второй половине XVIII века усадьба принадлежала Волконским, которые продали ее купцу Кирьякову. При Кирьяковых, на рубеже XVIII-XIX веков, по южной границе усадьбы был построен двухэтажный флигель в классическом стиле, в котором и родился Скрябин.

Сколько лет Скрябин провел в усадьбе Кирьяковых?

К сожалению, мать композитора, Любовь Петровна, скончалась от туберкулеза легких в 1873 году, когда Скрябину был год. Все заботы по воспитанию ребенка взяли на себя его тетя Любовь Александровна Скрябина и бабушки – Елизавета Ивановна и Мария Ивановна. Скрябины тогда уже жили на Маросейке в собственном доме, где будущий композитор начал проявлять интерес к музыке.По воспоминаниям Л. А. Скрябиной, в трехлетнем возрасте Скрябин «один мог сидетьза роялем часами, все что-то наигрывал одним пальчиком». А в пять лет уже наигрывал на рояле обеими руками.

Случалось ли Скрябину бывать на месте рождения во взрослой жизни?

Жизнь Скрябина была больше связана с районом Арбат и местами близ Московской Консерватории. Достоверных свидетельств, что он был у усадьбы, нет.

Скрябин считается одной из самых необычных и спорных фигур Серебряного века. С чем это связано?

Каждое новое произведение музыканта вызывало сенсацию и бурную реакцию. Часто его новые опусы освистывали на премьерных исполнениях, но это делало его только известнее. Например, во время исполнения «Божественной поэмы» «послышались свистки, которые, однако были заглушены вдвое более шумными и бурными аплодисментами». Всё потому, что сочинения композитора считались «музыкой будущего», по выражению критика Г. П. Прокофьева из «Русской музыкальной газеты». Поэтому, она будет понятна следующим поколениям. Возникали также слухи о сумасшествии, болезненности Скрябина, которые хорошо вписываются в атмосферу наэлектризованного начала XX века. Миф былобязан своим возникновением непонятной музыке и философии, которую хотел донести до публики музыкант.
Массовое поклонение Скрябину начинается после его внезапной кончины. На материале некрологов легко проследить превращение композитора-современника в легендарную фигуру. В публикациях Скрябин стал пророком, Прометеем, гением. А его неосуществленные проекты стали поводом для далеко идущих фантазий и рефлексий.

В ноябре в Московской консерватории проходила конференция, посвящённая Александру Скрябину и его учителю, Сергею Танееву. Ты принимала участие в ней?

Да, я стараюсь участвовать в конференциях, посвященных творчеству Скрябина.
В 2012 году была конференция, посвященная 140-летию со дня рождения композитора, а в этом году отмечается 100-летие со дня его смерти. Эти две конференции проходили в Мемриальном музее Скрябина.
Конференция «С.И. Танеев и А.Н. Скрябин. Учитель и Ученик» была в Московской консерватории. Я не музыкант, а журналист, художественный критик, поэтому раскрываю личность и творчества Александра Николаевича с позиций музыкальной критики. Мой доклад был связан с музыкальной критикой, статьями, в которых писали о смерти Скрябина и Танеева.

Насколько важную роль играет в твоей жизни родство со Скрябиным?

Пожалуй, играет самую важную роль. Еще в университете я начала исследовать его творчество как часть художественного мира Серебряного века, а потом моя увлеченность переросла в настоящую научную деятельность. И диплом мой был посвящен Скрябину и музыкальной критике. Сейчас я пишу статьи, участвую в конференциях, хожу на концерты, где играют Скрябина. И, конечно, с раннего детства я ощущала свою принадлежность к особому миру, музыкальному. Мне повезло: меня достаточно рано стали водить в Консерваторию, на различные концерты классической музыки, события Скрябинского Фонда. В музее Скрябина я чувствую себя как дома, а слушать сочинения моего предка в родных стенах – особое удовольствие, прикосновение к чему-то поистине вечному.

Метки: , , ,
0 comments