МедиаДвор как параллельный мир

14 января 2016 в 15:38 Автор:
Рубрика: Культура Комментариев еще нет

Что вы представляете себе, когда слышите о Хитровке? Возможно, возникает ассоциация с разбойным районом, описанным Владимиром Гиляровским. Кто-то, вероятно, знает Хитровку как один из малопримечательных районов в центре Москвы. А для студентов факультета коммуникаций, медиа и дизайна это главное место. Между зданиями, занимающими периметр между Малым Трехсвятительским, Хитровским переулками и Покровским бульваром притаился МедиаДвор. Увидев этот двор всего раз, вы запомните его на всю жизнь. Где еще можно найти компьютерную материнскую плату на асфальте, скамейку в виде значка «@», коллекцию спутниковых тарелок с высказываниями медиаперсон или «стену времени», где каждый кирпич заперт на ключик? Я встретилась с автором этого проекта Мариной Звягинцевой, чтобы расспросить ее о деталях создания МедиаДвора. Марина Звягинцева – известная художница, куратор арт-проектов, один из лидеров паблик-арта в России. Окончила художественно-графический факультет Московского Государственного Педагогического института. Член Московского Союза Художников с 2001 г.

Марина Звягинцевой в своей студии. Фотография: Екатерина Ардатова

Марина Звягинцевой в своей студии. Фотография: Екатерина Ардатова

Марина Леонидовна, читателям нашей медиаленты будет интересно узнать, что за человек курировал создание всеми любимого МедиаДвора. Откуда Вы черпаете вдохновение для всех  проектов?

Знаете, наверное, из свалок. Наш город либо достаточно безликий, если не брать центральные улицы и площади, либо больше похож на свалку. Сейчас он, конечно, меняется. Когда тебе хочется преобразовать этот мусор во что-то артовое, тогда возникает взаимодействие. Вообще, городское пространство очень сложное: оно всеми силами сопротивляется всему новому.

Марина Звягинцева ищет фотографии своих проектов. Фотография: Екатерина Ардатова

Марина Звягинцева ищет фотографии своих проектов. Фотография: Екатерина Ардатова

Как Вы пришли к паблик-арту?

С 2009 года я занимаюсь спальными районами. Я сама живу в таком районе – в Жулебино. Они безликие, в них нет никаких исторических мест, никогда не появится Третьяковская галерея или другая достопримечательность. И все, что можно сделать – апргрейдить пространство с помощью современного искусства. И попытка сделать арт-вторжение на улицу в 2009 году называлась «Спальный район»: каждому художнику дали по железной кровати, которую он превратил в арт-объект. И это был такой резонансный проект, я вдруг поняла, что такая форма взаимодействия с городом очень востребована. Постепенно форма паблик-арта (прим. искусство в городской среде, ориентированное на неподготовленного зрителя и подразумевающее коммуникацию с городским пространство) в спальных районах стала развиваться в моем творчестве. Оказалось, что современное искусство цепляет зрителя. Он привык к бронзовым памятникам, традиционным скульптурам, а когда он видит кровать на улице или ванну, плавающую в пруду, он начинает на это реагировать. После всех проектов, я поняла, что современное искусство многоплановое, многослойное, ему нужно существовать долго, чтобы те, кто в нем живет, взаимодействовали с ним. Только тогда оно будет раскрываться по-новому. Таким проектом и должен был стать — и стал — МедиаДвор на Хитровке.

Скажите, сначала вы увидели пространство, которому суждено было стать арт-проектом, и появилась идея, или же сначала возникла идея, а потом вы нашли подходящее место?

Когда в парках начали вводить зону wi-fi, у меня родилась идея сделать арт-зону, связанную с медиа пространством. Пока я искала подходящий парк, познакомилась с Анной Качкаевой, которая на тот момент была деканом факультета медиакоммуникаций ВШЭ. Она мне стала рассказывать, что у нее есть мысль расчистить двор рядом с корпусом факультета, сделать там медиазону, зону wifi. Вместо двора в центре Москвы я увидела самый настоящий склад. Казалось бы, Хитровка – исторический центр, отделение культурологии, факультет медиакоммуникаций, а студенты учатся в таком бардаке. Мы стали обсуждать идею медиазоны, и таким образом появился Медиадвор. Задачей было сделать этот двор креативным средствами современного искусства. Сначала я попробовала обратиться к архитекторам, но их принцип – полная реконструкция пространства, художники же работают совместно с пространством, для них чем хуже среда, тем лучше с ней взаимодействовать. Когда я привезла своих друзей-художников во двор, они увидели склад из железок и сразу заинтересовались. Но чтобы продвинуть эту историю, нужно было использовать такой инструмент как Пятая Московская биеннале современного искусства, которая имеет определенные сроки и поддерживается на уровне города. МедиаДвор стал одной из выставочных площадок. Благодаря тому, что мы соединили желание факультета преобразить двор и желание провести биеннале на этой территории, удалось осуществить этот проект.

Какой объект был придуман первым?

Когда я впервые увидела двор, решила, что нужно создать глобальную инсталляцию, чтобы было ощущение другого пространства. Первой пришла идея поменять асфальт, мы нанесли на него рисунок в виде материнской платы. Выходишь в МедиаДвор и сразу же попадаешь в параллельный мир, потому что картина оказывается под ногами, ты сам становишься ее частью.

Чем «МедиаДвор» был для вас изначально (когда он был только проектом у вас в голове и на бумаге), и изменилось ли что-то после того, как вы увидели уже готовый двор?

Это было для меня первым подобным проектом. Когда я попала во двор, не знала, как буду технически воплощать идею в жизнь, но знала, что это нужно сделать. И когда двор начал меняться, художники привезли свои арт-объекты, возникло чувство, будто пишешь картину в огромном пространстве.

Вы были довольны результатом?

Лично я очень довольна тем, что получилась, несмотря на то, что часть объектов была временной. И хотя довольно много всего вывезли, когда закончилась биеннале, часть арт-объектов осталась во дворе. Вы ходите по материанской плате, сидите на «собаке», вручаете дипломы на сцене — «портале». Получается — проект живет. Мне достаточно много писали ребята-студенты, благодарили за проект.

А вам важно получать общественное признание и одобрение?

Поскольку я взаимодействую с людьми, далекими от искусства, они реагируют по-разному.  Но когда до обычных людей начинает доходить, хочется работать дольше, создавать что-то еще. Поэтому обратный отклик очень важен.

Марина Звягинцева и одна из ее инсталляций. Фотография: Екатерина Ардатова

Марина Звягинцева и одна из ее инсталляций. Фотография: Екатерина Ардатова

Какие сложности возникли во время работы над этим проектом?

Казалось бы, очень дружественная среда: студенты, которые понимают современное искусство, продвинутые преподаватели. Но оказалось, что есть еще и хозяйственные службы, на территорию которых мы вторглись и разломали гомеостаз, в котором они существовали. Мы сделали двор для студентов, а не для хозяйственных служб. Но именно они вынуждены следить за всеми объектами, ухаживать за ними, а для них это тяжело. Также проблемой было то, что мы сделали МедиаДвор под зиму (это был конец сентября), а вся прелесть того, что было сделано раскрылась только в мае, когда заработала сцена, скамейки.

Читая о МедиаДворе, я узнала, что студенты и преподаватели ВШЭ участвовали в его создании МедиаДвора. А как именно они помогали?

Студенты участвовали в одном из перформансов на открытии проекта: им дали в руки баллончики, и они расписывали помойку. Каждый оставил какую-то надпись: имена, название университета и т.д. Потом, правда, помойку пришлось перекрасить… Ее отказывались вывозить из-за того, что она разноцветная и не соответствует ГОСТу. И те фразы, которые написаны на стенах, собирали сами студенты. После того, как МедиаДвор был готов, они даже водили экскурсии, описывая каждый объект.

Планируете ли вы какие-то новые интересные арт-проекты?

 Из ближайших планов проект «Литературный след», в рамках которого я буду делать интересный арт-объект «Вечная теплота», состоящий из батарей в виде книг, на центральной библиотеке в Норильске. Также сейчас я занимаюсь очень крупным проектом «Арт-прививка» на территории Морозовской детской больницы. И знаете, когда я вспоминаю о МедиаДворе проекте, мне просто хочется работать дальше, если даже что-то не получается. Я думаю, что это один из самых удачных примеров паблик-арта в Москве.

Метки: , , ,
0 comments