Балерина Мария Шувалова: у меня появились иголки, как у ежика

27 июня 2016 в 13:07 Автор:
Рубрика: Культура Комментариев еще нет

Балет – один из видов искусства, который вызывает во мне беспредельный восторг. Легкие балерины в невесомых пачках, грациозные танцевальные па и восхитительная красота завораживают. На сцене мы видим прекрасный танец, яркие улыбки и горящие глаза танцоров. Но что происходит за кулисами этой сцены? Ведь совершенно ясно, что балетное великолепие не возникает из ниоткуда, и умение крутить фуэте не дается артистам балета с рождения. О закулисной жизни балерин я поговорила с Марией Шуваловой, студенткой 3 курса Московской государственной  академии хореографии.

m5s4yn-G7Ko

Мария Шувалова в балетном классе. Фото: Горячкина Анастасия

—  Расскажи, пожалуйста, как ты попала в балет, во сколько лет начала танцевать?

В детстве я занималась художественной гимнастикой в школе олимпийского резерва у Ирины Винер. Меня отдали туда в 3,5 года. Я была очень активным ребенком, и мне нельзя было сидеть дома. Я пробовала всевозможные виды спорта и танцы. Мама думала, что я пойду по ее стопам, буду юристом или что-то в этом роде. Поэтому в 1 класс отдала меня в гимназию, и из-за большой нагрузки в учебе я на время  прекратила заниматься. Но поскольку я была слишком активной, мне нужно было куда-то девать свою энергию. Однажды сама пришла к родителям и сказала: «Я все решила, пойду в балет». Папа сначала с удивлением на меня посмотрел, но потом разрешил попробовать. Мы пошли на вступительные экзамены, и меня взяли в Академию хореографии при Большом театре. Так я начала заниматься. А в 15 лет я очень хотела бросить балет. Каким бы ты ни был успешным, рано или поздно наступает такой момент. Начинает казаться, что ты больше не выдержишь, пора бросать, «хватит это терпеть!» (смеется). Это происходит либо из-за травмы, либо из-за усталости и эмоциональной подавленности. Такое бывает даже у балерин и танцоров, которые давно работают в театрах. Конечно, никто никуда не уходит. Просто нужно пережить. Сейчас мне моя балетная жизнь нравится. Но осознание того, что балет действительно станет твоей жизнью, приходит не сразу. В 10 лет дети очень хотят танцевать, но они до конца не понимают, через что им придется пройти. Доходит только тогда, когда заканчиваешь школьную программу, и начинается университетская. В это время ты становишься самостоятельным, сам себя контролируешь, понимаешь, что это нужно именно тебе, а не педагогам или родителям.

— Приходилось ли тебе от чего-то отказываться, чем-то жертвовать все эти годы ради того, чтобы добиться серьезных результатов?

Во-первых, вся эта история с диетами. Конечно, у всех разные организмы, но практически всех балерин это касается. Когда я была маленькой, я была очень-очень худой. Когда начался переходный возраст в 15-16 лет, организм стал перестраиваться. Приходилось отказываться от вкусной еды, пересматривать пищевые привычки. Я поняла, что не могу больше есть булочки и не поправляться. Конечно, я стала больше следить за своим питанием, иначе поедание сладкого и вредного принесло бы большие проблемы. Во-вторых, постоянно приходится жертвовать сном. Репетиции могут быть до 10 вечера, после них ты почти мертвый приходишь в раздевалку, пытаешься собраться, доехать до дома. Дома ты оказываешься не раньше 12. И тебе еще нужно что-то учить, делать домашнее задание или хотя бы сходить в душ. Это все занимает много времени. А с утра тебе приходится вставать или в 6, или в 7. Обычно в Академии я провожу по 10-12 часов, но бывает и больше. Естественно, с друзьями, которые вне академии, видеться не получается. Поэтому год назад я просто перестала с ними общаться. И все только из-за того, что мне не хватает времени  на встречи с ними. Сейчас в основном общаюсь только с ребятами из академии.

2bPhS_Ph8is

Занятие в Московской государственной академии хореографии. Фото: Горячкина Анастасия

— Получается, с одногруппниками и однокурсниками вы проводите вместе почти все время. Какие отношения у вас в коллективе? Конфликтуете друг с другом, есть ли соперничество?

Конфликты случаются, потому что все достаточно эмоциональные люди. Есть и враги, недоброжелатели, но есть и хорошие друзья. Мне повезло таких найти. Многие танцоры балета говорят, что это большая удача — отыскать на своем курсе, в своей труппе родственную душу, такого друга, который тебя поймет и всегда будет искренне за тебя переживать и болеть, даже несмотря на то, что вы в какой-то степени соперники. Конечно, это большая редкость, но вместе с тем и огромная радость. С такими друзьями и в огонь, и в воду, все можно пройти. На нашем курсе хорошая атмосфера. Те, кто не танцует, всегда переживают за тех, кто на сцене. На каникулах мы часто вместе отдыхаем, после окончания учебного года ходим на пикник. Иногда, правда, и ругаемся. Но без этого нигде не бывает. Поводы бывают самые разные. Когда нервы сдают, можем ссориться даже из-за мелочей. Не получается собраться или не получается принять общее решение, например, в каких купальниках мы пойдем на экзамен. 13 девочек вместе  — это тяжело. Но в конце концов мы обычно миримся, находим компромисс.

— Говорят, что между балеринами всегда очень сильная конкуренция. Чуть ли не битое стекло  друг другу в пуанты подкладывают. У вас не было таких случаев?

Были случаи, когда прятали или рвали костюмы, булавки в них засовывали. Люди с гнильцой, конечно, есть. Но они есть не только в балете, их много и в обычной жизни. Не все могут достичь успеха своими силами, поэтому начинают делать гадости окружающим. И стекло, кстати, тоже бывает. Неприятные ситуации периодически случаются. Со мной такого, к счастью, не случалось, у меня практически со всеми хорошие отношения. Но у знакомых с других курсов действительно были такие случаи. Это ужасно, мы все очень переживали.

— А какие отношения у вас с танцорами-мужчинами? Дружите или конкурируете?

Нет, с ними у нас конкуренции нет. Дружим, общаемся. Многие влюбляются, встречаются. И в театрах это распространенное явление. Хотя существует стереотип о том, что мальчики в балете нетрадиционной сексуальной ориентации, на самом деле у нас таких не больше, чем в любой другой профессиональной сфере. Все же чаще встречаются отношения между парнями и девушками. Вообще, все, конечно, зависит от того, какие мальчики. На нашем курсе они замечательные. Я больше общаюсь с мальчиками, потому что они всегда поддерживают, помогают в трудную минуту, ободряют.  У девочек загоны, а мальчики обычно веселые.

— Какие качества воспитал в тебе балет, что привнес в твой характер?

Ну да, во-первых, способность себя контролировать. Во-вторых, жесткость характера. Балет сделал меня приспособленной  к жизни, появились иголки, как у ежика, которые помогают защищаться. Приходилось преодолевать разные ситуации, это и помогло научиться всегда держать оборону. После того, как проходишь балетную школу, в жизни намного легче. Еще балет научил меня всегда держать язык за зубами. Никто не любит сплетников, с такими у нас просто не общаются. Это очень полезное умение, мне кажется. Не стоит постоянно оценивать других,  сравнивать себя с ними, искать кто лучше, а кто  хуже.  Нужно работать над собой и больше думать о себе. Балет вообще сильно отражается на мироощущении. Мы ведь изучаем и историю театра, историю балета, музыкальную литературу. Эти предметы позволяют развиваться и получать знания в нескольких направлениях, наполняют тебя искусством.

— Стала бы ты своих детей отдавать в балет?

Мальчика точно нет. Да и девочку тоже не стала бы. Я бы не хотела, чтобы моя дочь через все это проходила, потому что балет – это правда сложно, и не все могут выдержать такие нагрузки .В 10 лет это все, конечно, весело и интересно, но с каждым годом становится все труднее и труднее. Тем более, что существует риск получить серьезную травму. Мои родители очень тяжело переживали все мои травмы, и для своего ребенка я бы такого не хотела. Поэтому когда родители приводят детей в балет «для осаночки» или чтобы фигурка хорошая была, они совершают большую ошибку. Для этого нужно отдавать их в самодеятельность, а не в профессиональный балет. Как и любой серьезный спорт, балет выжимает из тебя все, что можно. Это чаще приносит проблемы со здоровьем, нежели помогает его поддерживать. Поэтому артисты балета рано уходят на пенсию, в 30-40 лет многие уже не могут танцевать.

— Раз возможны такие проблемы со здоровьем, то балет – это, должно быть, прибыльное дело. Получается много заработать?

Нет, далеко не самое прибыльное. Если учитывать то, сколько мы тратим сил, времени и здоровья, а наш труд считается более тяжелым, чем труд шахтеров,  то могли бы платить и больше. Доходы зависят от того, в каком театре ты работаешь и на каком положении находишься. Кордебалет получает меньше,  прима-балерины во много раз  больше. Но при большом желании можно и состояние сколотить. Главное – много работать, и тогда все будет.          

Метки: , , ,
0 comments